Сам художник появляется в передаче в своей галерее, мастерской, в залах Большого Кремлевского Дворца, который реставрировался по его эскизам. Что сказать, мы много лет знакомы, мне он известен больше, чем зрителям. Он пережил годы диссидентства, гонимый и преследуемый, он пережил или даже переживает годы обвинений в русском национализме и шовинизме, но он необыкновенно стоек в понимании: чем больше критики, тем проницательнее и богаче его творчество. В его живописи завораживает не только яркость красок: в ней больше философии и пророчества. Возьмите его работу «Мистерия XX века», которая написана задолго до 90-х годов. Или «Возвращение блудного сына», в ней не к святому апостолу припадает стражник, он припадает к ногам русского крестьянина, освобожденный от конских химер. Его «Голгофа», находящаяся в Омском музее им. Врубеля, – это не Иисус Христос, несущий свой крест, это образ России, несущей свой крест на Голгофу.
Какое удовольствие общаться с ним в его мастерской, видеть его за работой! Мне повезло: я все это видел. Мы тратили часы на размышления. Мне кажется, что он последний русский в России, настолько он насыщен любовью, трагизмом к народу, столько пережившему в XX веке. Он не может говорить просто вслух, он перекладывает эту любовь и трагизм на полотна своих картин. Его творчество не просто живопись, это потрясающее историческое наследие. Я горд, что судьба подарила возможность общения с ним, горд, что могу насладиться его работами у себя дома, горд, что могу поздравить его с днем рождения. Каждый день рождения его – это юбилей и нужно пользоваться возможностью, не стесняться, благодарить его. На этот раз телевидение было благосклонно, назвав Илью Глазунова великим русским художником. Так оно и есть, давно.
Многая лета Вам, Илья Сергеевич!
С уважением,
Л. Полежаев