Федор Михайлович Достоевский, к счастью, человек современный для сколь-нибудь образованного человека. Он на все времена. От любого из его портретов идет поток огромной внутренней энергии. Все выражения его лица говорят о непрерывной деятельности мысли и движении чувств. Сам же Достоевский говорил: «Высказаться вполне - вот цель и надежда; высказать свои мысли, свои чувства, свое отношение к людям, к событиям - вот заветная идея». Формирование его личности, развитие его творческой деятельности неразрывно связаны с русской общественной жизнью, историей народа, в глубины которой так ещё никто не погружался. Первым его демократическим увлечением были идеи Гоголя и Белинского. Он участвовал в кружке Петрашевского. Вместе с ними стоял на Семеновском плацу, ожидая расстрела. Все закончилось четырьмя годами омской каторги и пятью годами солдатской службы.
Вспоминая годы, проведенные в остроге, он писал в конце «Записок из Мёртвого дома»: «Я ждал, я звал поскорее свободу; я хотел испробовать себя вновь, на новой борьбе». Свобода была нужна ему не для того, чтобы отдохнуть от лишений, вознаградить себя за тяжкие муки и испытания, а ради воплощения накопленных мыслей и впечатлений. Грандиозная ломка страны, ее общественная усталость, страдания трудящихся России, пореформенный упадок дворянства, всестороннее обострение социальных, идейных, нравственных противоречий – вот черты жизни страны, влиявшей на Федора Достоевского – человека и писателя.
Федор Михайлович – выдающееся явление русской общественной жизни, яркое выражение времени и среды. Но этого мало. Достоевский – это явление мировой культуры. Неслучайно он до сих пор так востребован и изучаем литераторами многих стран - не одну русскую душу волнует «главная идея его личности». Достоевский увидел остроту социальных контрастов в этом мире. Рассуждения Достоевского не бесспорны, когда он говорит, например, что равенство социальное, равенство в богатстве и труде не принесет счастья, а счастье принесет религиозное чувство, служение людям в духе христианства. Спасение он видит в «братском согласии всех племен по Христову Евангельскому закону». Но властные требования жизни, выдвигавшие вопрос о счастье людей – эти религиозные догмы пока не могут дать ответ. Ответ может дать обновление человека, возрождающего духовную жизнь общества на новых гуманистических началах. Преодолевается темное, злое, враждебность человека, что порождалось веками его эволюции. В этом представлении и заключается философия Ф.М. Достоевского – обновление человека.
И эта философия родилась и окрепла в наших краях с его собственного обновления, Достоевский своим творчеством выразительно дает понять: «Я начал с себя здесь в омской каторжной тюрьме».
Достоевский давно стал поистине сакральной фигурой для нашего города. Омский региональный общественный фонд «Духовное наследие» к 200-летнему юбилею со дня рождения великого мастера выпускает в свет «Записки из Мёртвого дома» – исповедь на заданную тему, которая определила весь творческий и философский труд Достоевского. Издание будет уникальным - знаменитый текст проиллюстрируют работы известного сибирского художника Георгия Кичигина, многие из которых публикуются впервые. Визуальное оформление издания выполнит омский дизайнер Ольга Макарова.
Глава Фонда Леонид Полежаев выразил надежду, что оригинальная подача культового текста вызовет несомненный интерес у многих: кого-то сподвигнет перечитать книгу, а кого-то впервые открыть для себя Достоевского; а также обратит на себя внимание ограниченного круга выдающихся омских исследователей творчества Фёдора Михайловича Достоевского.
Согласно Уставу фонда «Духовное наследие», весь тираж книги будет безвозмездно передан в библиотечную сеть региона. О месте проведения презентации книги пресс-служба Фонда сообщит дополнительно.
пресс-служба Фонда
*Фото и рисунки: Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников