Мое знакомство с ним уходит к середине 1989 года – началу самой сложной главы в истории ПО «Полет» и всего его инженерного и производственного комплекса. Творческий полнокровный коллектив с хорошей производственной базой в те годы лишился главного, для чего был предназначен – возможности создания космической техники. С этого времени и до 2000-х годов шла непрерывная борьба за сохранение научно-производственного и технологического потенциала. Шли годы, менялись директора предприятий. Неизменным оставалось его инженерное ядро под руководством Григория Мураховского. Он и его коллеги вели неустанный поиск инженерных решений, способных обеспечить работу цехов предприятия и сохранить кадры. Брались за все: это были и элементы конверсии, переход на авиационную тематику запуском в серию самолета АН-74, это была и идея дать вторую жизнь самолету АН-2 с турбовинтовым двигателем; транспортный самолет АН-70. Лучшие инженеры объединились вокруг Григория Моисеевича, активно включившись в работу по импортозамещающей программе «СибВПКнефтегаз». Было все, кроме готовности потребителей покупать продукцию: денег в стране не хватало. Администрация области прилагала все усилия, участвуя непосредственно во всех программах предприятия. Настойчивая работа с федеральными органами помогла решить одну из главных задач – вернуться к космическим заказам. Решением Правительства ПО «Полет» было возвращено право использовать арсенал ракеты среднего класса «Космос-ЗМ». С конца 90-х и почти до середины 2000-х годов эта машина служила коммерческим целям по выводу в космос низкоорбитальных спутников разных стран. Это то, что отвечало инженерному замыслу Григория Мураховского, и то, с чем он блистательно справлялся. ПО «Полет» начало осуществлять эти запуски с космодрома Капустин Яр, а затем закончило – на космодроме Плесецк. Та ракета у стен предприятия, ставшая экспонатом под открытым небом живой истории омской промышленности, останется памятником и ему, и его творческой мысли.
После включения предприятия в филиал «Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева» началась работа над космическим ракетным комплексом «Ангара». Я хорошо помню тот день 2006 года, когда мы вместе с Генеральным директором ГКНПЦ Им. М.В.Хруничева Владимиром Нестеровым обсуждали вхождение ПО «Полет» в структуру холдинга и тематику его работы по программе «Ангара». Прежде всего, встал вопрос, кто возглавит ПО «Полет». Кандидатов было несколько, в том числе и из Москвы. Но обсуждали недолго. Сошлись безоговорочно только на одной – Мураховский Григорий Моисеевич, человек, посвятивший «Полету» всю свою профессиональную жизнь, досконально знавший все механизмы работы предприятия. Дорога была открыта, началась увлеченная работа над программой, которая обеспечит занятость коллективу ПО «Полет» на долгие годы вперед и оставит место городу Омску в эпицентре российской космической программы.
В 2018 году Владимир Нестеров в своем труде «История создания космического ракетного комплекса «Ангара» тепло и с высокой оценкой говорит о тех днях, когда решалась судьба Производственного объединения «Полет» и о роли Григория Мураховского в успешной деятельности предприятия.
Недалеко время, когда «Ангара» начнет свои регулярные рейсы в далекий космос и в каждой машине останется частица творчества выдающегося инженера-конструктора космических систем Мураховского – Григория Моисеевича – нашего земляка, товарища и друга.
Покойся с миром, Григорий Моисеевич, все твои старты и тревоги остались позади. Впереди – светлая память о тебе родных, близких, коллег и друзей.
Л.К. Полежаев