Вряд ли он был интересен поколению 90-х и 2000-х годов, не знающих ни творчество, ни судьбу, а главное - самих персонажей романа. Их вины в этом нет: время воспитывало сегодняшнюю молодежь на героях криминальных фильмов и детективных романов. Просмотр фильма «Таинственная страсть», возможно, только что побудит некоторых открыть страницы романов В. Аксёнова, сборников стихов И. Бродского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной. А открыть стоит. Их творчество в первой четверти XXI века оказалось необыкновенно свежим и современным. Такие вот дела.
Видимо, есть люди в российской культуре, которые почувствовали эту востребованность на фоне культурной политики, захлестнувшей сегодня экраны телевизоров и наполнившей прилавки книжной макулатурой. Это уже стало опасным для здоровья отечественной культуры и нравственного состояния общества.
Но вернёмся к фильму. Кого-то он может эпатировать, но думаю, что зрители поколения 60 – 80-х годов получили истинное наслаждение, вернувшись в творческую атмосферу тех лет. Мне кажется, я даже себе представил, что выйди сейчас номер журнала "Юность" с Аксёновскими "Коллегами", "Апельсинами из Марокко" и поздним романом "Остров Крым", снова у киосков "Союзпечати" выстроились бы громадные очереди, как тогда, - мои современники это помнят. Сегодня все герои "Таинственной страсти" обрели не только отечественную, но и мировую известность. Бродский стал Нобелевским лауреатом. Тогда они еще молодые, задорные воспринимались по-другому и партийной властью, и частью общества. Все они были Высоцкими в поэзии, в прозе, художественном творчестве – посягателями на основы. Власть предержащая не угадала в них носителей нового времени, которое стучалось в ворота, как тогда казалось, несокрушимой державы, их отвергли. Судьба каждого из многих, кто упомятнут в фильме, известна: кто-то нашёл себя в эмиграции и продолжил творчество, кто-то пошёл на компромисс и потерялся во времени, кто просто спился.
В России нужно жить долго, чтобы успеть захватить разную оценку событий времени. Этот фильм - тот случай. У Омара Хайяма есть строчки:
"Ты обойден наградой? Позабудь!
Дни вереницей мчаться? Позабудь!
Небрежен ветер, в вечной книге жизни
Мог и не той страницей шевельнуть".
Кажется, эти слова точно определяют судьбу времени и людей в этом времени. Для многих ветер "шевелил не той страницей". Нельзя забыть о времени, когда их творчество не только не было признанным, но и сами они получили ярлык предателей Родины, отказавший многим из них не только творить, но и жить в своей стране.
Прошло время, той страны не стало, но они остались - живые и мертвые - яркими носителями российской культуры, мы ими гордимся, других нет. Я смотрел этот фильм со смешанным чувством. Для меня эти люди не абстрактные фигуры, я, практически всех их, кроме И. Бродского, знал, с ушедшим из жизни в августе этого года Э. Неизвестным дружил. Кстати, мне понравился актер, который исполнял роль Эрнста, он как-то удачно схватил его в речи, в пластике движения, - даже рост одинаковый. Сожалею, что Эрнст ушёл из жизни, не увидев этого фильма, позволившего вспомнить молодость, хотя могу предположить, какой бы была его рецензия. Многие, из ставших литературными легендами сейчас, были моими гостями в Омске в разное время.
Я очень рад, что Первый канал в качестве гида-консультанта по фильму пригласил известного писателя, журналиста Анатолия Сергеевича Макарова. Он тоже шестидесятник, хорошо знал всю творческую компанию, хотя в их близкий круг не входил. Ему я обязан контактами и познаниями в творчестве всех персонажей фильма. С каким удовольствием мы обсуждали с ним многие сцены, даже не сетуя, что в сценарий фильма внесено то, чего нет в самой книге. Но тут нужно понять, что у кино свой жанр и свои приёмы, усиливающие зрительское восприятие. Главное, фильм заставляет думать, сопоставлять время, события.
Целый пласт отечественной культуры и практики приходится на 60-е годы. Термин «шестидесятники» возник не случайно, его принесли в жизнь люди, рождённые в 30-х довоенных годах, хотя среди них были и участники войны: А. Солженицын, Э. Неизвестный, Б. Окуджава – все они несли в себе зёрна великой русской культуры XIX и начала ХХ века, а обильные всходы пришлись на годы оттепели 60-х годов. А разве технические свершения этого времени - прорыв в космос, научные открытия - разве они не из этого ряда? Мало кто знает, что клеймо «врага народа» и судимость были сняты с С.П. Королёва только после запуска первого искусственного спутника земли. Это к тому, что многие горячие головы сейчас снова пытаются наделить себя правом определять, кто патриот, а кто – национал-предатель. Опасное это дело, как только ветер времени вновь шевельнёт страницами, на них, быть может, останутся имена людей, которых мы, многие не понимая, пытаемся судить.
Я думаю, что фильм «Таинственная страсть» об этом тоже.
Член Союза писателей России
Л. Полежаев