Корреспонденция фонда

Леонид Полежаев отвечает на вопросы, поступившие в адрес фонда "Духовное наследие".

Вы взялись за воссоздание Воскресенского Собора. У многих есть сомнение, что это возможно или даже нужно в наше время. Средств не хватает, в городе нет дорог, детских садов и многого другого, а здесь опять Собор. Вам-то зачем это нужно? В городе другие хозяева. Был бы он нужен, его и без Вас построили. Вряд ли омичи будут довольны, если даже Вы построите это Собор.

Пенсионеры, Ветераны труда Центрального округа

Тоже самое мне говорили и писали, возможно даже эти же ветераны, пенсионеры, по поводу другого Собора, Успенского. Сожалели об уничтожении мной детского парка. Всё это было.

Вопрос другой. Вот сейчас, Вы можете представить город Омск без этой жемчужины архитектуры? Возможно кто-то и может. Кому-то роднее умирающий, грязный сквер с оленем. Но в целом город гордится Собором, частью возвращённой истории, памятью к тем людям, которые более ста лет назад с любовью и верой создавали его для себя, для своей спокойной жизни.

Думаю, что мы сейчас тоже хотим с любовью и верой обустраивать город, теперь для своей спокойной жизни. Но для этого нужно вернуть восприятие той целостности исторической среды, в которой жили все поколения омичей. Если не все, то хотя бы ту часть, которая весьма значима в устройстве всего исторического городского пространства.

Есть и другая причина, что делает Воскресенский Собор значимым объектом культурного наследия не только Омска, но и всей России. Этот Собор посещал в период отбытия омской каторги Фёдор Михайлович Достоевский. Здесь, в этом Соборе, происходило духовное перерождение, начало его пути к вере, которое стало основополагающим фактором его писательского и философского гения, вызывающего до сих пор интерес не только в России, но и во всём мире. Только по этой одной причине, омичи обязаны вернуть Собор, связанный с судьбой одного из величайших российских гениев.

Наконец ещё один, заслуживающий внимания, исторический факт. К открытию Воскресенского Собора, российская императрица Екатерина II, памяти которой так много сейчас уделяется внимания, подарила Евангелие. Не всякий российский храм удостаивался такого подарка.

На счёт Ваших сомнений, построим или нет в это тяжёлое время. Во-первых, во всей многовековой истории России никогда не было лёгких времён, мы всегда жили на нерве, и сейчас живём на нерве. Наиболее активное строительство храмов и церквей на Руси, исторически, велось в самые тяжёлые времена, когда особенно важно было духовное обретение народом.

Что касается, как Вы говорите, других хозяев города. Нет других хозяев у Омска кроме нас с Вами, жителей города. И если у нас плохие дороги, дворы и не хватает многого, то это потому, что мы с Вами, горожане, плохие хозяева. Из-за нашего равнодушия, косности, моральной лености появляется возможность политическим дельцам, коммерческим проходимцам делать из города торжище, уродуя его исторический и будущий облик. Воскресенский Собор мы построим с теми людьми, которые есть и которым дорога история и судьба города. Это будет наше покаяние за людей, которые его разрушили в своё время и за тех людей, которые пытаются сейчас разными способами повлиять на людей его воссоздающих.

Вы занимаетесь воссозданием Воскресенского Собора. Как Вы относитесь к тому, что его архитектурный стиль больше относится к типу лютеранских соборов, отсутствие купола, большая часть стен занята оконными проёмами, которые исключают роспись собора и это не всё… Нужно ли его возрождать?

Православные активисты

Вопрос совершенно в духе нашего времени, активисты увидели следы проклятой Европы. Глубокая конспирологическая версия православных патриотов. Можно на это не отвечать, но счёл нужным ответить.

Действительно, архитектурные черты европейского культового зодчества присутствуют в соборе, возможно проект делался специалистами - носителями европейской культуры. Их было много тогда в период начала освоения Сибири. Возможно, в основу положили уже где-то исполненный проект, но это совершенно не исключает его православной сущности. Важно, какая идейная духовность изначально была внесена в стены этого собора. В православном зодчестве много стилей: есть греко-католический стиль, есть византийский стиль, есть смешанный стиль, есть стилизованный русский стиль, приверженцем которого был император Александр III. Это наиболее выражено в Соборе Спаса на крови в Петербурге и во всех храмах постройки того периода.

Мотивы такого стиля можно найти в Успенском Кафедральном Соборе. Было бы странно, если бы на протяжении сотен лет сохранялся какой-либо единый стиль. Думаю, что церковное зодчество от этого только бы потеряло. Напротив, оно впитывало в себя особенности эпох, многообразие светских архитектурных стилей, традиции народного зодчества.

То, что Воскресенский Собор несёт в себе черты европейского культового зодчества, не отдаляет, а напротив, приближает православную культуру и людей его создавших к общемировым духовным ценностям. Хорошо, что возвращение к историческим датам и памятникам вызывает интерес у людей. Это признак сопричастности с историей страны, своего края.

300-летие города Омска вызывает интерес ко многим историческим событиям города. Начиная от времени его основания. Мифологизируется фигура Бухгольца, как основателя Омской крепости, цитируются слова, сказанные Петром I, неясно одно, что было первым, курица или яйцо.

Мне кажется, что историками и любителями истории мало внимания придаётся факту, что решение о закладке Омской крепости принимал губернатор Сибири, административным центром которой, в то время, был город Тобольск, Князь Гагарин Матвей Петрович, подписавший указ о закладке Омской крепости 6 мая 1716 года. Исполнить этот указ, было поручено майору Бухгольцу, об этническом происхождении которого сейчас тоже идут споры. Как будто это так важно.

Так кто заложил Омскую крепость? Человек, принявший административное решение или человек, исполнявший его волю? Возможно, спора об авторстве не было-бы, не окажись судьба князя М.П. Гагарина трагична. Будучи одним из рода Рюриковичей, а они считали себя выше рода Романовых, он, как сейчас бы сказали, был в оппозиции к Петру I, почему и оказался в Сибири. На этом дело не кончилось. Он был обвинён в лихоимстве, стяжательстве, посажен в тюрьму, затем казнён. По российской традиции имя его было забыто, дела преданы на века забвению. В истории остался Бухгольц – основатель Омской крепости.

Не лишнее было бы в суматохе юбилея не забыть почтить светлую память русского Князя Матвея Петровича Гагарина и подумать, не уместен ли ему памятный знак в городе Омске.

Я из города Кемерово. В прошлом году я имел возможность познакомиться с альманахом «Сибиряки и Победа», который создан Вашим фондом совместно с общественным фондом «Возрождение Тобольска» к 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Меня, человека знакомого с исторической наукой, потрясла эта работа, особенно 4 и 5 тома, посвящённые роли тыла Сибири в этой войне. Эта тема вообще мало изучена, большее отражение во всех источниках занимают боевые действия. Вы проделали работу, которую не сделал никто к этому юбилею. Вы вернули память и отдали должное почти неизвестной странице великой военной драмы. Мне казалось, что масштаб работы над альманахом, это дело целого исследовательского института, большого коллектива учёных. Оказалось, нет, это сделали несколько человек энтузиастов-подвижников. Еще больше удивило то, что в числе организаторов человек, возглавлявший Омскую область. В бытовом сознании губернатор – это злой человек, обязательно коррупционер, человек, которого все видят связанного с личным бизнесом и т.д., но не как исследователя и популяризатора истории и культуры своей страны. Не всё, значит, потеряно, и нам хотелось бы знать, какие темы в плане работы фонда в 2016 году?

С уважением, Скобинцев В.Н.

Приятно, что альманах попадает в руки читателей. На самом деле, это работа, сделанная, что называется, на одном дыхании, очень правдива и искренна, поскольку авторы альманаха – это непосредственные участники событий, это непридуманные герои, это их память, их восприятие пережитого, их прямая речь. Издавая альманах, мы больше думали о будущем, о времени, когда общество, избавившись от нервозности и сумасшествия, займётся вдумчиво изучать своё прошлое, находя в этом силу для себя и своего времени.

Что касается планов на этот год. Нас очень занимает тема 300-летия города Омска. Готовятся к изданию ряд работ по истории города, литературе, культуре. Мы стараемся открыть омичам события малоизвестные, имена людей, с которыми связана история города разных лет, ушедших из памяти или просто преданных забвению, но у которых есть право быть возвращёнными. Следите за выходом изданий из печати.

Read 19796 times

The Tennessee Titans have rescheduled practice so they can watch the first eclipse to grace the continental United States in 38 years. Elvis Dumervil JerseysThe Baltimore Ravens prefer to watch film.

During the peak time to see the cosmic event, Joe Flacco Jerseysthis Monday, the Ravens will be sitting in meetings.

Ravens coach John Harbaugh asked Saturday whether the eclipse could be seen in Maryland. A reporter told him that the sun will be 80 percent covered by the moon.

"Eighty percent? It's not 100 percent here?" C.J. Mosley JerseysHarbaugh said with a smile. "We're chasing perfection here."

If the Ravens were to do something, the team would need to find a lot of protective glasses.

"I don't want to blind anybody," Harbaugh said.

To put it in perspective, Dennis Pitta JerseysHarbaugh was in high school and general manager Ozzie Newsome was in his second year as a Cleveland Browns tight end when the last eclipse could been seen by the entire United States.